История создания и развития борьбы САМбо (Самооборона Без Оружия)

Главная страница>История>История самбо


Коротко о самбо Спиридонов В.А. Ощепков В.С. Этапы жизни "отцов" самбо

ОЩЕПВасилий ОщепковКОВ В.С. (1892-1943)


...В самом конце морозного, с пронизывающим ветром, декабря 1892 года в поселке Александровский пост, на каторжном Сахалине, у арестантки - крестьянской вдовы - Марии Ощепковой родился сын. По всем канонам тех далеких лет младенца, входящего в жизнь с двойным клеймом отверженного - незаконнорожденный и сын каторжанки - ждала незавидная судьба. В довершении всех своих бед уже в одиннадцать лет мальчик осиротел. Но несколько лет спустя жизненный путь сироты счастливо пересекся со светлой, благородной дорогой замечательного человека - архиепископа Японского, Преосвященного Николая. Не имея достаточных материальных средств отец Николай все-таки сумел создать в Японии несколько учебных заведений. В одно из них - духовную семинарию в Киото благодаря помощи неизвестного нам доброжелателя и попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Семинария дала Василию отличное образование, помогла стать по-настоящему интеллигентным человеком в добрых старых русских традициях. Раз в год проводился отбор лучших для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, и учитель под большим секретом сообщил приглянувшемуся ему русскому пареньку необычный принцип этого отбора. Наступил торжественный день. В зале множество молодых претендентов чинно расселись на соломенных циновках - татами, и сам основатель дзюдо доктор Дзигаро Кано обратился к ним с речью. Нравоучительная речь была длиннейшей и, откровенно говоря, довольно скучной. Молодым людям, при всем уважении к оратору, трудно было удержаться от того, чтобы не оглянуться по сторонам, не взглянуть на своих соседей. Но Ощепков уже знал, что сзади за ними пристально следят преподаватели Кодокана. И каждое движение абитуриентов расценивается ими как невнимание и даже недостаточное уважение к великому гроссмейстеру дзюдо. Василий все еще как следует не привык сидеть по-японски: без стула, на собственных пятках. Затекшие ноги невыносимо ныли, мучительно хотелось вытащить их из-под себя и выпрямить, ну хотя бы просто чуть пошевелить ногами, но он по-прежнему сидел совсем неподвижно. А когда к нему подошли и сказали, что он принят в Кодокан, Ощепков попытался встать на совершенно онемевшие ноги, но так и не смог этого сделать, а только повалился на бок. В архивах Кодокана до наших дней сохранилась запись о поступлении туда Василия Ощепкова 29 октября 1911 года. Василий в полном объеме познал всю суровую школу дзюдо тех лет. Даже в наши дни японские специалисты считают, что практикуемая в Японии тренировка дзюдоистов непосильна для европейцев. Тогда же система обучения была особенно жестокой и совершенно безжалостной. К тому же это было время, когда еще чувствовались отзвуки недавней русско-японской войны, и русского парня особенно охотно выбирали в качестве партнера. В нем видели не условно-спортивного, а реального противника. Еще недостаточно умелого Ощепкова более опытные борцы беспощадно швыряли на жесткий татами, душили и выламывали руки, а он, по дзюдоистскому обыкновению, благодарил их за науку смиренным поклоном даже тогда, когда у него оказалось сломано ребро. Вскоре, однако, с ним уже стало не так-то просто бороться даже искушенным дзюдоистам. Василий не только успешно закончил это весьма своеобразное учебное заведение, но и стал после этого претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полгода потребовалось ему для того, чтобы завоевать право подпоясать свое кимоно черным мастерским поясом. Японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней - данов, и особенно иностранцам. Ощепков стал первым русским и одним из всего лишь четверых европейцев, заслуживших в те годы первый дан. Владивостокская газета сообщила об успехе Ощепкова так: "...благодаря своим выдающимся способностям, отмеченным самим основателем школы Кано Дзигаро, чрезвычайно быстро, в шесть месяцев, достиг звания "сёдана", то есть учителя первой степени, и получил отличительный знак "черный пояс"". Действительно, упрямый русский юноша удостоился теплой похвалы самого гроссмейстера Кано, который был не очень-то щедр на подобные вещи. И долго еще хранил Ощепков японский журнал, написавший о нем: "Русский медведь добился своей цели". Забегая вперед следует сказать, что довольно скоро Василий предстал перед строгими экзаменаторами Кодокана, которые единодушно присвоили ему следующую, еще более высокую мастерскую ступень - второй дан. Возвратившись на родину, Ощепков, знавший не только японский, но и английский язык, начал работать военным переводчиком. Совершенно естественно, что, оказавшись снова в России, именно он стал пионером дзюдо в нашей стране и щедро делился своими обширными познаниями с молодежью. Шел 1914 год. В то время экзотическая японская борьба была в большую новинку даже для задававших тон в спорте западных держав, а в самом отдаленном провинциальном городе России активно функционировал кружок дзюдо, насчитывавший до полусотни занимающихся. Овладев под руководством своего опытного наставника основами этой борьбы, кружковцы стали проводить в обществе поначалу внутренние состязания. Да и самая первая в мире международная встреча по дзюдо проходила не в Париже, Лондоне или Нью-Йорке, а в российской "глубинке" - городе Владивостоке. С 1921 года Ощепков - командир Красной Армии. Но в последующие годы ему приходится выполнять весьма странную для кадрового военного миссию: он рекламирует и продает советские фильмы в Китае и Японии. Однако эта сугубо штатская коммерция была всего лишь "крышей", прикрывавшей его опасную и эффективную разведывательную работу. В то время и Китай, и Япония были непримиримо враждебны Советскому Союзу, но хорошее знание этих стран, свободное владение восточными языками позволяло ему успешно преодолевать все трудности. Да и отличное знание боевых систем тоже не мешало в подобных условиях. Судя по всему, этот знаток борьбы и самозащиты находясь в Китае не упустил редкой возможности ознакомиться и с предтечей джиу-джитсу - древнекитайской боевой системой ушу - непосредственно на ее родине. Впоследствии в своих работах он называл ее "у-ши", стараясь точнее передать китайское произношение этого слова. А когда Василий Сергеевич возвратился во Владивосток, то конечно же снова обратился к своей любимой деятельности: увлеченно вел занятия с учениками нового поколения. Вскоре Ощепков переехал в Новосибирск. Он навсегда покинул Дальний Восток. Приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа. Василий Сергеевич был блестящим знатоком весьма сложного для европейцев японского языка. С ним, бывало, консультировались даже крупные специалисты. И все-таки борьба и самозащита уже составляли один из наиболее важных, если не самый важный интерес в его жизни. И разумеется, оказавшись на новом месте жительства, он сразу же стал и там пропагандировать свою науку самозащиты, особенно важную в военной среде. На собрании ячейки Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Василий Сергеевич выступил с увлекательным докладом об искусстве самозащиты, специально указав на то, что дзюдо используется в армиях многих капиталистических стран. А для того чтобы не быть голословным, тут же продемонстрировал целый ряд приемов обезоруживания. Новосибирские газеты, поспешившие сообщить о таком незаурядном событии, в один голос утверждали, что "приемы поражали своей красивой техникой исполнения и произвели на присутствующих исключительное восхищение". При этом мастер самозащиты выразил согласие выступить еще раз публично для того, чтобы противостоять уже целой группе нападающих. Немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приемов самозащиты. Популярность Василия Сергеевича росла. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться местное общество "Динамо", объединившее чекистов, а также школа милиции. Дальнейшая судьба развития искусства самозащиты, а в конечном счете и борьбы самбо оказалась в руках Бориса Сергеевича Кальпуса. Были это надежные и сильные руки. Старый спортсмен, он имел генеральское звание - комкор - и занимал должность заместителя инспектора вневойсковой и физической подготовки Красной Армии. Узнав о деятельности Ощепкова в Новосибирских военных и динамовских организациях, он сразу же и безошибочно оценил ее потенциально важную роль в совершенствовании армейского рукопашного боя. И Василий Сергеевич получил приглашение в Москву. Теперь уже в центральном органе спортивной печати - декабрьском номере журнала "Физкультура и спорт" за 1929 год - появилось такое интригующее сообщение: "Дзю-до" - путь к ловкости, так называется неизвестная у нас до сих пор японская система самозащиты. В предстоящем зимнем сезоне с этой системой Москва впервые познакомится. На днях при спортивном секторе ЦДКА открываются двухмесячные курсы. В программу занятий войдут: 1)броски, рычаги, удары руками и ногами и удушения; 2)приемы самозащиты невооруженного противника против вооруженного винтовкой, револьвером, саблей, ножом или другим холодным оружием ближнего боя; 3)приемы рукопашной схватки двух невооруженных. За основу будет принята японская система самозащиты "дзюу-до", как наиболее проработанная, а главное представляющая собой уже готовый комплекс различных приемов самозащиты. Для желающих совершенствоваться в этой системе будут созданы специальные спортивные группы, которые будут проходить тренировку и выступать в соревнованиях, намечающихся к проведению в будущем. Курсами будет руководить инструктор т.Ощепков, окончивший институт "Кодокан-дзюу-до" в Японии (в Токио)". Василий Сергеевич каждый раз начинал работу с впечатляющей демонстрации своего искусства в исполнении приемов самозащиты и обезоруживания. Это была его давно и надежно апробированная тренерская манера. На этот раз он вышел на сцену зала Центрального Дома Красной Армии во время специально устроенного по этому случаю спортивного вечера. Зрители с интересом смотрели на рослого, крепко сложенного бритоголового мужчину в полувоенном, как тогда говорили, костюме: в гимнастерке без петлиц, галифе и крагах (краги были у Ощепкова неизменной обувью). Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы убедиться, что выступает отличный мастер и блестящий демонстратор. На него нападало одновременно по нескольку "противников", нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И все это не "демонстрационно", а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсюль сохранялся. Проверяющий становился позади Ощепкова и мог точно сказать, успел ли демонстратор отбить оружие раньше выстрела "нападающего", так как в этом случае ясно видел легкую вспышку капсюля в стволе отведенного в сторону оружия, которое уже не заслоняла фигура Ощепкова. Все было по-настоящему, и отлетали в сторону выбитые из рук ножи. Винтовка или пистолет мгновенно оказывались в руках у Ощепкова, не успев даже выстрелить, а "противники" летели на землю, описав в воздухе ногами широкую дугу, или невольно вскрикивали, попав на железную хватку болевого приема. В ближайшем же номере "Физкультуры и спорта" был помещен броский фотоочерк, показавший целый ряд этих впечатляющих приемов, и восторженный комментарий к нему. Еще в конце 1929 года были организованы курсы для начальствующего состава московского гарнизона с целью подготовки к организации обучения рукопашному бою по новому, готовящемуся к выпуску руководству. В программу вошли приемы самозащиты, обезоруживания, а руководителем курсов стал Василий Сергеевич. Конечно же, не мог он не принимать деятельного участия и в разработке самого этого руководства. А когда вскоре оно вышло в свет, на его страницах можно было увидеть и иллюстрации, и описания безотказных ощепковских приемов. При этом Василий Сергеевич не ограничивался только теорией, но, приняв участие в соревнованиях ЦДКА по рукопашному бою, занял там первое место. Тогда же в самом начале тридцатых годов был учрежден наш знаменитый физкультурный комплекс, получивший недвусмысленное название "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм ГТО второй ступени были введены приемы самозащиты и обезоруживания не только для мужчин, но даже для женщин. Разрабатывать эту норму довелось не кому-либо иному, как Ощепкову. Василий Сергеевич умел смотреть далеко вперед. Возьмите хотя бы такой факт. За последние десятилетия, принесшие моду на кунфу, каратэ и таэквондо, резко повысилась роль ударов ногами в рукопашной схватке. А Ощепков еще полвека назад придавал большое значение этому эффективному средству безоружного боя. Его принцип: удар-прием-удар. Вместе с тем он понимал, что прочный навык как умелого использования ударов ногами, так и защиты от них может дать только вольная схватка. Но вольная схватка с использованием таких опасных для здоровья спортсменов приемов, как мощные удары ног, была невозможной. И вот, будучи неутомимым новатором, Василий Сергеевич конструирует защищающие спортсменов фанерные "доспехи" и даже "перчатки для ног", существенно смягчающие удары. Современная борьба самбо, хотя и обрела со временем название, которым пользовался Спиридонов, главным образом вырастала из того, что было сделано именно Ощепковым. Решительно отвергая весьма распространенное в те годы кустарное натаскивание на приемы, Василий Сергеевич исходил из того, что безотказно прочные навыки самозащиты могут быть воспитаны только лишь на широкой и надежной спортивной основе. Спортивная схватка, хотя и является в значительной степени условной, но именно она воспитывает такие совершенно необходимые качества бойца, как умение быстро и правильно ориентироваться в мгновенно меняющейся обстановке борьбы, своевременно и избирательно использовать наиболее подходящие действенные приемы. И все это несмотря на психологическое напряжение борющегося, его стрессовое состояние. Спортивное единоборство позволяет надежно закрепить полезные боевые навыки в обстановке близкой к действительной схватке, встречая вполне реальное и достаточно ощутимое сопротивление партнера. Но какая же конкретно борьба могла послужить наилучшей основой для воспитания необходимых боевых навыков? Ощепков обучался японскому дзюдо. Так оно и было в начале его работы, но только в начале. Однако уже на определенном этапе деятельность Василия Сергеевича, а затем вместе с ней и работа коллектива его учеников стали той творческой лабораторией, в которой родилось наше самбо - новый, интернациональный в своей основе вид спорта, объединивший лучшие достижения многих международных и национальных единоборств, в том числе, разумеется, и дзюдо. Ощепков вовсе не собирался ограничиваться только тем, что уже было сделано в Японии. Он всеми силами старался создать эффективно модернизированную систему прикладной борьбы и самозащиты, которая должна была превосходить любую иную, в том числе и японскую. Василия Сергеевича ничто не связывало, ничто ему не мешало, он был совершенно свободен в своей творческой деятельности. Подход Василия Сергеевича к своей работе был истинно научным. Татами у наших спортсменов отсутствовали, и их заменили мягким борцовским ковром. Вместо свободных японских кимоно были введены приталенные, более узкие, куртки. Отказались и от дзюдоистских штанов, заменив их спортивными трусами. Боролись не босиком, как японцы, а в "борцовках" - специальных борцовских легких ботинках. На первый взгляд может показаться, что изменения незначительные. Но было вовсе не так. Все это неизбежно влекло за собой появление определенных особенностей техники, существенно отличных от классического дзюдо. Чтобы понять истинное значение этих факторов, достаточно вспомнить обратный пример, как в шестидесятых годах нашим самбистам, начавшим выступать в дзюдо, приходилось основательно переучиваться с учетом жесткого татами, свободного кимоно и босых ступней. Существенные изменения вносились также в правила, которые тем самым совершенствовались и приближались к правилам других, уже практиковавшихся у нас международных спортивных единоборств. Ощепков без всяких колебаний отбрасывал многие ценности дзюдо и решительно обновлял технику. Неуклонное обогащение и совершенствование техники самыми различными путями было одной из основных задач Василия Сергеевича. Во-первых, он ввел болевые приемы на ноги, которые в спортивном дзюдо не использовались. Кроме того, была задействована также сама тренировочно-состязательная практика многочисленных ощепковских учеников и, конечно, самого Василия Сергеевича. Она неизбежно рождала определенные свои особенности в той самой обогащенной "технике выполнения приемов", о которой говорил Ощепков. Ведь эта практика приходила уже в новых, отличных от традиционного дзюдо условиях и, естественно, приносила какие-то самобытные приемы и их комбинации. Все это, несомненно, давало свои результаты, но решающим все-таки стало другое. Ощепков проанализировал все существовавшие тогда международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения применимости их техники в боевой схватке. В орбите его пристального внимания оказались не только удары ушу, английского и французского бокса, но еще приемы "финско-французской", а также целого ряда иных видов борьбы, которые Василий Сергеевич именовал "вольной": вольно-американской, швейцарской, кавказской и персидской. Он специально отметил, что некоторые приемы и особенно броски всех этих видов "вольной" борьбы могут с успехом применяться и в целях самозащиты. Стремясь возможно шире внедрять полезные навыки рукопашного боя, Ощепков неутомимо ведет работу в самых различных военных и гражданских организациях, но настоящим звездным часом в его деятельности становится преподавание в Московском институте физкультуры. Существенно двинуть вперед дело распространения в стране новой борьбы и самозащиты можно было только при условии достаточного количества тренеров. И Василий Сергеевич передавал свои знания молодежи, получавшей высшее физкультурное образование. Передавал как эстафетную палочку новому поколению высококвалифицированных тренеров, и они словно в звездной эстафете несли полученные познания, умножая их собственным опытом, во многие города страны. Теперь Василий Сергеевич уже был не один, в работу успешно включились все новые поколения его воспитанников: В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие. Они преподавали не только в целом ряде столичных кружков, но и в Ленинграде, Харькове и других городах. Постепенно самозащита и основанная на ней спортивная борьба начинает изучаться во всех четырех институтах и двадцати четырех техникумах физкультуры страны. Работа в инфизкульте дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с национальной борьбой. В московский институт целыми группами приходили увлеченные физической культурой сильные и ловкие парни из национальных республик. Едва ли не каждый из них был хорошо знаком с искусством борьбы своего народа. Занимаясь у Василия Сергеевича, они сноровисто использовали на ковре собственные, с детства знакомые приемы и, еще сами не осознавая того, вносили свой вклад в новую, только еще рождавшуюся борьбу. Не следует, однако, думать, что Василий Сергеевич оставался безучастным зрителем этого творческого процесса, в котором участвовали десятки борцов, представлявших и национальные единоборства, и международные виды борьбы. В правилах соревнований, разработанных Ощепковым в 1933 году, в качестве разрешенных указывались не только японские, но также и приемы финско-французской и вольно-американской борьбы в партере, а в стойке помимо бросков из этих двух видов спортивных единоборств еще из швейцарской и кавказской. За этим стояли кардинальные и решающие изменения, впервые обозначившие ту широкую и надежную интернациональную базу, на которой Ощепковым начинал строиться принципиально новый прикладной вид борьбы. Он пошел значительно дальше Спиридонова и был в этом более последователен. Его ученик - А.А.Харлампиев тридцать лет спустя написал о том, что Василий Сергеевич даже специально устраивал матчи своих воспитанников с представителями национальных видов борьбы, в первую очередь грузинской - чидаоба, и узбекской - кураш. Своему ученику и помощнику по преподаванию в институте Борису Сагателяну он поручил привезти из поездки на Кавказ фотографии фаз исполнения приемов грузинской борьбы. Ощепков постоянно заботился о проведении публичных состязаний для своих учеников. Он отлично знал, что в ответственных условиях соревнований особенно строго проверяются и вместе с тем закрепляются навыки, полученные на тренировках. Не говоря уж о том, что публичные выступления служили отличной пропагандой нового вида борьбы. Первые открытые соревнования Василий Сергеевич организовал в институте физкультуры еще в 1932 году. На следующий год состоялись состязания в рамках первой вузовской спартакиады института. В 1935 году состоялось не только первенство института физкультуры, но и первый чемпионат столицы. С тех пор они проводились регулярно, даже в тяжелое военное время, кроме 1943 и 1945 годов. Не отстав от москвичей, ленинградские борцы с того же, тридцать пятого тоже начали систематически организовывать первенства своего города. Их последний предвоенный чемпионат закончился буквально за две недели до фашистского нападения на нашу страну. Стараниями Василия Сергеевича были организованы сначала только московская, а затем и Всесоюзная секция (федерации) вольной борьбы дзюдо, председателем которой, разумеется, стал он сам. Однако уже настало время массовых репрессий, всеобщего страха и подозрительности, и над дзюдо как над системой, пришедшей из враждебной нам в те годы Японии, не могли не сгущаться тучи. Над ней уже откровенно начали довлеть неприязнь и недоверие, а для руководящих в спорте лиц - даже и опасения быть обвиненными во вредительской враждебной деятельности. Молодым поколениям это трудно даже представить, но тогда малейшая тень подозрения, брошенная пусть заведомо ложным доносом какого-нибудь негодяя - недоброжелателя, вполне могла стоить не то что карьеры, а самой жизни. Когда еще речь шла о дзюдо как о системе самозащиты, то негативным мнениям можно было противопоставить ее несомненную необходимость и приносимую пользу. Но вот культивировать "японскую борьбу" в качестве столь же полезного и равноправного вида спорта - было уже тяжеловато. Здесь опасения и возражения сверху вставали в полный рост. Борьба дзюдо была вообще исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. А ленинградский спорткомитет отказался от запланированной было благодаря стараниям Ощепкова матчевой встречи своих борцов с москвичами. Разумеется, Василий Сергеевич никак не мог смириться с этими совершенно необъяснимо нелепыми, а в действительности - трусливо шкурными действиями. Всего лишь за четыре месяца до своей трагической гибели он пишет резко протестующие письма во Всесоюзный спорткомитет, инспекцию физподготовки и спорта армии; в Московский, Ленинградский, Украинский и Закавказский институты физической культуры. Никаких ответов на эти письма Ощепков, дни которого были уже сочтены, конечно, не получил. Василий Сергеевич работал тогда над книгой, излагал в ней богатые результаты своей долголетней творческой деятельности. Однако закончить этот капитальный труд, который стал делом всей его жизни, Ощепкову так и не довелось. Уже наступил недоброй памяти тридцать седьмой год. По всей стране гуляла зловещая круговерть ночных арестов. "Лучше арестовать десять невиновных, чем упустить хотя бы одного шпиона" - этот "количественный" подход был залогом чекистской "бдительности" тех лет. Критерий преступной неблагонадежности был тогда до глупости прост: арестовывали тех, кто побывал за границей или имел там родственников, знакомых. Василий Сергеевич имел несчастье попадать именно под эту категорию. И 29 сентября на Лубянке было утверждено так называемое "Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения", в котором лживо утверждалось: "Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст.58 п.6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей". А в ночь с первого на второе октября Василия Сергеевича разбудил оглушительно громкий в ночи и требовательно долгий звонок в двери его квартиры... На десятый день после ареста Ощепкова уже не было в живых. О том, что с ним делалось в эти дни, материалы дела хранят молчание. Вероятно, за это время он не раз был допрошен, его вынуждали "сознаться" в преступлении, которого он не совершал, и назвать несуществующих сообщников. А если его пытались при этом бить, то, судя по его характеру, весьма вероятно, что он в десять крат ответил своим палачам. В деле же зафиксировано только следующее: "Можно предположить, что смерть наступила во время приступа грудной жабы". (В те годы арестованные то и дело внезапно умирали от самых разнообразнейших болезней). Этот замечательный человек и выдающийся специалист погиб в расцвете творческих сил, всего лишь сорока четырех лет от роду, и как много полезнейших и больших дел осталось им не сделанными... Арест Ощепкова не повлек за собой, как это случалось обычно, цепную реакцию новых арестов невинных людей. Он никого не оклеветал на допросах, хотя, по всей вероятности, это стоило ему жизни. Его смерть оборвала "ощепковскую нить" следствия, и сотрудники НКВД уже не смогли нанизывать на нее судьбы и жизни новых своих жертв. Однако о смерти Ощепкова еще никто не знал, кроме нескольких заплечных дел мастеров, и угроза полностью сохранялась. Конечно же все, кто прежде контактировал с Василием Сергеевичем, чувствовали себя очень и очень неуютно: связь с "врагом народа" кого угодно могла скомпрометировать и повлечь весьма точно предсказуемые последствия. Именно в эти дни с судорожной поспешностью уничтожалось, выбрасывалось все, что могло доказывать контакты, а тем более добрые отношения с Ощепковым. Сжигались письма, деловые бумаги, документы. Тщательно зачеркивалось химическим карандашом его лицо на групповых фотографиях. Ученики Василия Сергеевича пусть молчаливо, однако все же отрекались от своего учителя. Пусть учеников Ощепкова еще не начали арестовывать, но они прямо-таки физически ощущали угрозу, нависшую над всеми ними, да и над самой ощепковской борьбой. Сложилась критическая ситуация, когда они были вынуждены спасать не только самих себя, но и свой вид спорта - любимое детище Василия Сергеевича. А сделать это можно было только лишь перечеркнув и придав глухому забвению имя учителя, а вместе с ним и "подозрительные" японские корни преподававшейся им борьбы. Было решено и одобрено спортивным начальством "окрестить" ощепковскую борьбу новым "непорочным" названием, а вместе с новым именем дать ей и новую, "чистую анкету". Расхожим лозунгом в те годы было: "Национальная по форме и социалистическая по содержанию". Вот и решили придать подозрительной борьбе абсолютно лояльную и даже похвальную патриотическую биографию: не то, что национальную, а даже советско-интернациональную по происхождению и глубоко социалистическую по содержанию. Своевременная находка была довольно удачной. С одной стороны, она позволяла начисто откреститься как от принесшего эту борьбу "врага народа", так и от ее угрожающе зловещего японского "родства". А с другой - и не была полностью вымышленной: ведь и сам Ощепков и особенно его ученики из южных и юго-восточных республик действительно уже внесли немало заимствованного из техники и тактики национальных видов борьбы. Так что новая спасительная версия все-таки имела хоть какие-то реальные точки опоры, а не повисала полностью в воздухе. И вот летом 1938 года в Москве был организован Всесоюзный сбор, тот самый, на котором Анатолий Харлампиев будто бы познакомил собравшихся с созданным им новым видом борьбы. Тогда Анатолия заботило только одно: необходимость как можно надежнее отмежеваться от своего учителя, поскорее перечеркнуть весь труд "врага народа". И вот участники конференции, занимавшиеся уже существенно реконструированной Ощепковым борьбой дзюдо и пришедшие на конференцию, посвященную именно этому единоборству, услышали вдруг в первой же фразе харлампиевского доклада: "Национальные борьбы нашего необъятного Советского Союза послужили основой для создания большой общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем `советской борьбой вольного стиля'". И хотя никто, никогда и ничего подобным образом не называл, все вполне дисциплинированно сидели и дружно помалкивали. Они, конечно, знали, что национальные виды борьбы внесли свои определенные элементы, но столь же четко понимали, что исходной точкой для Ощепкова были вовсе не эти единоборства, а именно дзюдо. Так или иначе, но тогда, в конце тридцатых, ощепковская борьба благодаря своему деланному безукоризненно патриотическому происхождению и чистой анкете уже беспрепятственно получила "вид на жительство". Тучи над ней рассеялись. Началась череда крупных состязаний: междугородние матчи с участием команд пяти-шести городов, а с 1939 года даже первенства Советского Союза. А созданной Ощепковым борьбе еще дважды довелось менять название. Из "борьбы вольного стиля" она превратилась в "вольную борьбу". Но и это новое "имечко" употреблялось всего в течении пяти лет. Дело было в том, что, готовясь к выходу на широкую международную спортивную арену, у нас в стране в середине сороковых годов начали культивировать вольную борьбу по международным правилам. И в рамках системы нашего спорта оказалось вдруг два различных единоборства, имеющих почти одинаковое наименование. Естественно, что у молодого советского вида борьбы "отобрали" название в пользу почтенного международного собрата, и начались довольно-таки непростые поиски нового имени. В конце-концов решили остановиться на "вольная борьба самбо", учитывая прикладную направленность новой борьбы и даже ее определенную технико-тактическую близость системе самозащиты. Так возник сплав этих разноречивых слов - борьба самбо, противостояния которых мы уже просто не замечаем. Нетрудно представить, как возмутились бы и Ощепков и Спиридонов, узнав о подобном названии борьбы! Ведь они не только находились в отношениях определенной конфронтации, но и справедливо считали, что системы, созданные ими, далеко не идентичны и даже противостоят одна другой. Изобретение этой звонкой аббревиатуры - "самбо" - Харлампиев был склонен считать единственной заслугой В.А.Спиридонова. Он утверждал, что спиридоновские приемы якобы вообще неисполнимы и просто никуда не годятся. Между тем именно Спиридонов, офицер старой армии, имевший боевые ордена за участие в русско-японской войне, сделал первый и, вероятно, самый трудный шаг в создании у нас синтетической боевой системы, вобравшей лучшие достижения самых различных видов единоборств. Свою систему, которая вполне успешно выдержала испытания временем, он предназначал только лишь для служебного использования правоохранительными органами. А для целей тренировки стражей порядка Спиридонов создал также и ее чисто спортивный вариант, по которому проводились закрытые соревнования. Официальным днём рождения самбо, считается 16 ноября 1938 года. Тогда вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, в котором самбо признавалось "чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта. Название "самбо" произошло в результате соединения первых трех букв слова "сам(озащита)" с начальными буквами слов "б(ез) о(ружия)". 25-26 ноября 1939 г. в Ленинграде разыгрывалось первое личное первенство СССР по борьбе вольного стиля в восьми категориях. Общее число участников — 56 человек. Первыми чемпионами СССР стали: москвичи — А.А.Будзинский, Е.М.Чумаков, К.Л.Коберидзе; ленинградцы — Н.С.Куликов, В.И.Петкевич, И.Н.Пономаренко, Г.К.Иванов; харьковчанин — К.Г.Нокельский. В период Великой Отечественной войны соревнований на первенство страны не проводилось. Работа Всесоюзной секции борьбы вольного стиля была прервана. Многие члены ее президиума были в войсках. Так, Н.М.Галковский в 1941 г. принимал участие в обороне Москвы под Волоколамском. Первый год ведения военных действий показал, что плохая подготовка наших войск привела к потере большого количества людей, не говоря уже о военной технике. Поэтому в июне 1942 г. было решено использовать специалистов по физической подготовке и мастеров спорта в обучении войск передвижению на лыжах, ведению рукопашного боя, обезоруживанию и конвоированию. Особое внимание было уделено подготовке бойцов разведывательных и десантных подразделений, партизанских отрядов, т.е. тех, кто всегда мог применять огнестрельное оружие, действуя в тылу врага. Для захвата и доставки на свою территорию "языков" им нужно было владеть приемами рукопашного боя. Один из первых учеников В.С.Ощепкова, неоднократный чемпион Ленинграда, председатель городской секции вольной борьбы И.В.Васильев уже с первых дней войны обучал приемам рукопашного боя разведчиков, десантников, солдат истребительных батальонов. Вместе с ними он принимал участие в боевых действиях под Невской Дубровкой. В 1943 г. было издано массовым тиражом его методическое пособие по рукопашному бою. Другой ученик В.С.Ощепкова, участник первого чемпионата Москвы по борьбе вольного стиля 1935 г. Н.Я.Гладков обучал бойцов воздушно-десантных войск приемам боевого раздела борьбы вольного стиля и неоднократно десантировался в тыл врага. Основная часть спортсменов была призвана в действующую армию. Годные к нестроевой службе были мобилизованы для проведения занятий по обучению приемам рукопашного боя в запасные части или занимались с допризывниками при райвоенкоматах. На фронте самбо было хорошим дополнением к автомату. Навыки владения приемами вольной борьбы помогали бойцам выходить победителями из сложных ситуаций. ...Чемпион Ленинграда В.Данилин с донесением шел на лыжах. У кладбища на него неожиданно напали три вражеских разведчика. Передним переворотом Виктор бросил одного из них на острия могильной ограды, выбил оружие у второго и оглушил им третьего. Неудачливые охотники за "языком" сами попали в плен. В 1943 г — чемпион УССР по борьбе вольного стиля Б.Цюпа с двумя партизанами вошли в одну из деревень под Гомелем и наткнулись на группу гитлеровцев. Отступать было поздно, и Цюпа бросился на ближнего к нему немца, сбил его подсечкой, второго подножкой бросил на стоявших рядом врагов. Товарищи Цюпы открыли огонь по убегавшим гитлеровцам, решившим, что на деревню напал партизанский отряд. После войны Анатолий Аркадьевич Харлампиев вполне заслуженно стал единоличным и непререкаемым лидером в самбо. Было бы недобросовестно сомневаться в очень больших его заслугах в этой области. После войны самбо как вид спорта начинает развиваться быстрыми темпами, чему в немалой степени способствовал приход в спортивные секции молодежи, изучавшей приемы боевого раздела на занятиях допризывной подготовки. 16-20 октября 1949 г. в Ленинграде состоялось первое лично-командное первенство СССР. В соревнованиях приняли участие 10 команд — представители республик, а также Москвы и Ленинграда. Успехи советских самбистов в международных соревнованиях по дзюдо заставили международную федерацию борцов-любителей (ФИЛА) на конгрессе, проходившем в июне 1966 г. в США, признать борьбу самбо одним из международных видов борьбы наряду с вольной, классической и дзюдо. В 1967 г. проводился первый международный турнир по самбо, в котором приняли участие спортсмены пяти стран: Болгарии, Монголии, Югославии, Японии и СССР. В 1969 г. в Москве участниками второго международного турнира, помимо названных, стали сборные команды Великобритании и Нидерландов. В 1972 году был проведен I открытый чемпионат Европы. В восьми весовых категориях первые места заняли советские спортсмены и в двух - японские. Первыми чемпионами Европы стали: В. Кюлленен, А Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Федоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Сато, С. Новиков, В. Кузнецов.Соревнованиям предшествовал международный семинар судей и тренеров, на котором советские самбисты познакомили иностранцев с порядком проведения соревнований, правилами судейства, техникой, тактикой, методикой обучения и тренировки, с историей борьбы самбо.В 1973 году прошел I чемпионат мира. Он был проведен в г. Тегеране (Иран). Сборная СССР завоевала 9 золотых и 1 серебряную медали. Чемпионами стали Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Ш. Чанрав (Монголия), Д. Рудман, А. Федоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.В 1985 году на Конгрессе в г. Бильбао (Испания) было объявлено о рождении Международной любительской федерации самбо (ФИАС). В настоящее время под эгидой ФИАС самбо культивируется более чем в 40 странах мира. Созданы Американская, Европейская и Азиатская федерации. Ежегодно проводятся чемпионаты и первенства мира по всем возрастным категориям среди мужчин и женщин, личный и командный Кубок мира, чемпионаты и первенства Европы и Азии, панамериканские чемпионаты, чемпионаты мира среди студентов, чемпионат мира среди полиции и милиции, чемпионат мира среди пограничников.
 


Коротко о самбо Спиридонов В.А. Ощепков В.С. Этапы жизни "отцов" самбо


Главная страница>История>История самбо

Сайт создан в системе uCoz