|
Длительная изоляция
Японии, закрытой от внешнего мира более чем
на два столетия политикой Сегуна Токугавы,
закогчилась 31 марта 1854 года с подписанием
Договора Канагавы. Прежнее устройство
Японии быстро разрушилось, когда эта
островная страна приготовилась
встретиться с миром. Это было время
поразительных перемен и огромных испытаний,
политическому и экономическому строю
Японии предстояло претерпеть полное
преображение в течение нескольких
десятилетий. Одновременно с рассветом
новой эпохи в истории Японии, 28 октября 1860
года в Микагэ родился Дзигоро Кано. Возвышающийся над
безмятежным Осакским заливом и окаймленный
величественной горной грядой Рокко, Микагэ
(ныне часть города Кобэ) был в те времена
одним из самых привлекательных районов
Западной Японии. Этой области дарованы
умеренный климат и чистая вода - два
источника, обеспечивающих хорошие условия
для приготовления сакэ, до сих пор
входящего в ряд основных производств этого
района. По линии отца
Марэсибы корни Кано уходили к самым началам
истории Японии, и среди его предков было
множество прославленных монахов-синтоистов,
мастеров буддизма и последователей
Конфуция. Его мать Садако относилась к
одному из самых известных кланов
изготовителей сакэ (они варили знаменитый
сорт Кику-Масамунэ). Кано, вместе с двумя
старшими братьями и двумя старшими
сестрами, вырос в доме, который считался
одним из самых больших и богатых в округе. Хотя обстоятельства
юности Кано вполне завидны, его воспитывали
в строгости и суровой дисциплине. Кано
сохранил нежные воспоминания о доброй и
внимательной матери, но он говорит о ней как
о человек, нетерпимом к любым проявлениям
недостойного поведения. Марэсиба лично
занимался образованием своего младшего
сына, сам обучал его основам знаний и
организовал для него дополнительные уроки
по китайской классической литературе и
каллиграфии. После смерти Садако в 1869 году,
Марэсиба, ставший к тому времени
предпринимателем и правительственным
чиновником и активно поощрявший
модернизацию Японии периода Мэйдзи,
перебрался с семьей в новую столицу, Токио.
Наиболее ярким из первых впечатлений юного
Кано от столицы было зрелище ронинов, с
важным видом расхаживающих по улице и гордо
выставляющих напоказ два своих меча (запрещение
ношения мечей было издано через несколько
месяцев после переселения семьи Кано в
Токио). Кано приняли в СэтацуСедзю-ку,
частное учебное заведение, которое
возглавлял ученый Кэйдо Убуката.
Уникальность этой школы заключалась в том,
что в ней учились не только отпрыски
аристократов и самураев (прежде
образование было исключительно
привилегией высших классов). Среди учеников
школы были также дети торговцев,
ремесленников и представителей других
классов: некоторые из них обучались борьбе
сумо, мастерству актеров театра Кабуки и
искусству гейш. Убуката был высокочтимым
каллиграфом и известным ученым, и, помимо
усиленной подготовки своих учеников в
классической литературе Японии и Китая, он
заставлял их заполнять кистью до трех
блокнотов ежедневно. Вечером после занятий
Убуката часто проводил с учениками личные
беседы, во время одной из которых сказал
Кано, что, несмотря на бесценность
классического образования, современным
японским студентам необходимо тесно
знакомиться и с западной культурой. Кано воспринял совет Убукаты
всем сердцем и, после первого знакомства с
английским языком в академии Сюбэи
Мицукури, поступил в 1873 году в Икуэи Гид-зюку,
где все курсы читались на английском или
немецком языках иностранными
преподавателями, а учебник математики,
например, был на голландском. В общежитии
этой школы способный, высокородный, а
временами и сноб, Кано стал беззащитным
объектом жестоких насмешек со стороны
ревнивых старшеклассников. В этой школе
юный Кано вскоре стал первым учеников, но не
приобрел симпатии учителей, преподававших
физическое воспитание. Товарищи по учебе
смотрели на него сверху вниз, причем
буквально, поскольку Кано с рождения был
слабым и, даже по японским меркам,
низкорослым. Кано, разумеется, был чрезвычайно
удручен столь печальным положением и
именно в этот беспокойный период впервые
услышал о дзю-дзюцу, боевом искусстве, в
котором небольшая физическая сила
позволяла противостоять сильным атакам.
Кано не удалось заняться дзю-дзюцу именно в
то время, но он все же пытался укрепить свое
тело, обратившись к различным видам спорта,
включая появившийся в Японии совсем
недавно бейсбол. В 1874 году Кано
поступил в Токийскую школу иностранных
языков, где продолжил изучение английского
языка. Его прежние учителя английского были
голландцами и немцами, и он совершенно
растерялся, столкнувшись с настоящим
британским и американским произношением.
Примечательна та неутомимость, с какой Кано
изучал английский язык в достаточно
трудных условиях. В то время редкими были
обычные словари; студенты академии часто
довольствовались одним экземпляром
учебника на всех, а перед экзаменом "смена"
Кано в очереди на учебник нередко
приходилась на время с часа ночи до пяти
утра. Несмотря на эти трудности, Кано в
совершенстве овладел языком и большую
часть своей жизни вел дневник на английском
(позже Кано записывал технические детали
своего учения будо также на английском -
вероятно, для того чтобы держать их в
секрете. Его письменный английский Бу-дзюцу
- боевые искусства как совокупность
технических приемов, в отличии от будо -
боевых искусств как систем интегральной
физической и духовной тренировки -
совершенно великолепен и считается в
Японии одним из лучших образцов). Окончив школу языков,
Кано поступил в Академию Каисэи, еще одну
школу, поддерживаемую правительством. В 1877
году она стала Токийским университетом, и
Кано удостоился чести стать одним из самых
первых выпускников этого лучшего
национального учебного заведения Японии.
Кано выбрал своим основным
направлением политические науки,
философию и литературу (как оказалось,
любимейшим его предметом стала астрономия).
В то время Кано вновь столкнулся с задирами
и буянами, как вне, так и на территории
студенческого городка, и исполнился еще
большей решимости приступить к изучению
дзю-дзюцу. Однако в тот исторический период
было совсем нелегко найти себе подходящего
учителя. В период Токугавы (1800 - 1868) в любом районе Японии к учителям боевых искусств относились как к само собой разумеющемуся явлению, а каждый самурай, будь то мужчина или женщина, проходил интенсивную подготовку в бу-дзюцу. Однако с момента краха в 1868 году феодальной системы поддержка академий боевых искусств со стороны государства иссякла, и большинство из них закрылось. Более того, с переходом страны к западному образу жизни большая часть японцев потеряла интерес к классическим боевым искусствам. "Времена изменились, и подобные вещи стали теперь бесполезными", - откровенно предупреждал Кано не только его отец, но и многие бывшие мастера боевых искусств Но Кано упорствовал и наконец в 1877 году нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1929 - 1880) из Тэнсин Синъе-рю. В этом Рю, основанном Матаэмоном Исо (скончался в 1862), занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Говорят, что Матаэмон освоил многие свои приемы в уличных схватках с бродягами, терроризировавшими местное население (к концу периода Сегуната закон и порядок пришли к полному упадку); предположительно, он владел 124 видами различных ударов кулаком... дальше> Главная страница> История> Биография Кано Дзигоро
|
|