Создание дзюдо и история развития

 

Главная страница> История> Создание дзюдо и история развития

в начало статьи  1 2 3 4 5 6

Сегодня спортивная сторона дзюдо выступает в качестве ведущей, более того, едва ли не единственной. То, что мы имеем сегодня под названием "дзюдо", далеко от того, что задумывал и создавал его автор. Теоретические разработки, философские размышления Дзигоро Кано не востребованы. Мы видим лишь вершину айсберга, причем вершину, которая под влиянием времени изменила свои очертания, приобрела новые контуры и мало напоминает первоначальную форму. Технику дзюдо Кано рассматривал как средство самосовершенствования на пути достижения этического идеала. Сегодня во главу поставлен, увы, результат, те же пресловутые голы, очки, секунды, которые принесли много бед нашему отечественному спорту. Да и на родине дзюдо, в Японии, вопросы престижа на мировом татами оттеснили на второй план идеи, которыми руководствовался великий просветитель.
По окончании крупнейших соревнований Международная федерация дзюдо выпускает видеокассеты с записью церемонии открытия и награждения участников, наиболее интересных моментов борьбы. В историю вошли кадры, снятые на Чемпионате мира 1989 года, когда на высшую ступеньку пьедестала почета взошел очередной представитель Японии Кога. Наряду с высочайшей техникой, которую он продемонстрировал на пути к золотой медали, Кога поразил еще и тем, что по окончании финального поединка, в сопровождении хрупкой девушки, выполняющей функции судьи при участниках, чемпион мира плакал, вытирая набегавшие слезы рукавом кимоно. Это была реакция человека, отдавшего все силы, физические и нравственные, борьбе. Обычные человеческие эмоции, которые естественны и привычны для других видов спорта, применительно к дзюдо в концепции Дзигоро Кано выглядят не совсем уместно.
Программа Кодокана, который ныне располагается на улице Косуга в районе Буки-нье и представляет собой семиэтажное здание с самым большим в мире додзе (1000 кв.м), с пятью малыми и средним залами, где одновременно могут заниматься несколько сот человек, с собственным научно-исследовательским институтом, включает и несколько комплексов боевых приемов и самозащиты для мужчин и женщин. Теория различает 10 способов атаки (кобо-ити), когда противник: 1) намерен ступить вперед; 2) намерен ступить назад; 3) пытается отойти влево или вправо; 4) намерен <войти в прием>, который он хочет провести; 5) напряжен и жестко зафиксирован; 6) двигается хаотически и поспешно, движения опережают мысли; 7) начал выполнение приема; 8) попытался применить прием, но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение; 9) поняв невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение; 10) вернулся в первоначальное положение. Много бросков основываются на непроизвольной реакции брошенного, заключающейся в нескоординированном движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий. Существует 3 раздела техники дзюдо - нагэ-вадза - техника бросков, катамэ-вадза - техника удержания, болевых приемов и удушений на земле и атэми-вадза - техника ударов в уязвимые точки человеческого тела, что же касается отдельных приемов, то можно сказать, что их неисчислимое количество. Эти виды техники отрабатываются в виде рандори - учебных схваток и ката - фиксированных парных форм, причем отдельные приемы представляют собой очень сложные действия. Если проанализи-ровать и обобщить все эти технические приемы, разделяемые на множество видов и имеющие множество вариантов, мы поймем, что во всех них используются единые базовые действия (кихон доса). В качестве таких основ обычно указывают на: 1) сисэй (позиция, положение тела) и кумиката (классическая техника захвата); 2) синтай (передвижения вперед и назад) и тай-сабаки (повороты, развороты); 3) тикара-но схо (способы ис-пользования силы); 4) кудзуси (выведения из равновесия); 5) цу-кури (подготовка приема) и какэ (проведение приема); 6) укэми (приемы самостраховки) и др. В любом виде спорта подчеркивается важность основ. Осо-бенно большое внимание основам традиционно уделялось в дзюдо, кэндо и других видах спорта, которые издревле существовали в Японии в виде воинских искусств. В связи с этим в на-чале изучения дзюдо считалось необходимым, прежде всего, выработать соответствующий образ мыслей, настрой (кокоро-гамаэ), и наставники не передавали ученикам никаких технических приемов до полного овладения ими основами техники. Величественное здание, видимое глазу, возводится после завершения работ над созданием фундамента, который невидим. Точно также и в дзюдо следует строить правильную технику на прочном фундаменте основ. Если не заложить этот фундамент, то, сколько бы сил ты ни приложил, большей частью потратишь их зря и не добьешься ожидаемого результата, трудно будет до-биться больших успехов. Изучающий дзюдо сначала должен хорошо понять важность основ, затем приложить силы для овладения ими, а после усовершенствования своей техники постоянно возвращаться к их отработке.
На сегодняшний день классическая техника Кодокан дзюдо включает в себя 67 приемов 5 техник борьбы в стойке:
1 техника бросков руками (15)
2 техника бросков корпусом (11)
3 техника бросков ногами (21)
4 техника бросков с предварительным падением атакующего на спину (5)
5 техника бросков с предварительным падением атакующего на бок (15)
и 19 приемов 3 техник борьбы в партере:
1 техника удержаний (7)
2 техника удушающих приемов (12)
3 техника болевых приемов (10)
Олимпийский статус спортивного раздела оттенил прикладной аспект этого изначально боевого вида единоборства. Мало кто знает, что служащие органов охраны правопорядка Бельгии, Германии, Голландии, Франции в обязательном порядке изучают дзюдо-ханми, технику традиционного дзюдо, которую неспециалисту крайне сложно отличить от джиу-джитсу. Эта ветвь дзюдо существует самостоятельно и резко отличается от Кодокан-дзюдо. Но и здесь, несмотря на то, что эта система, изобилующая ударными действиями, включающая работу с классическим оружием, весьма эффективна в реальной обстановке, нельзя не заметить влияния благородных идей Дзигорс Кано - реформатора джиу-джитсу. Запрещенными являются болевые воздействия на суставы пальцев, глаза, рот и нос, удушающие приемы разрешается проводить только при помощи одежды. Расширение географии дзюдо привело в итоге к проведению мирового чемпионата который состоялся в 1956 году, естественно, на родине этой популярной борьбы. Второй чемпионат мира состоялся через два года также в Японии. Соревнования проводились без деления участников по весовым категориям. Сильнейшими стали хозяева Сёдзр Нацуи и Кодзи Сонэ. После трехгодичного перерыва в Париже в 1961 году состоялся II чемпионат мира, который закончился сенсацией: золотую медаль завоевал голландец Антон Хеесинк, выигравший в финале у Сонэ. Эта первая неудача родоначальников дзюдо вынудила японцев ввести весовые категории. На чемпионате мира 1965 года их было четыре, на последующих - уже пять весовых категорий: до 63 кг, до70 кг, до 80 кг до 93 кг и свыше 93 кг. Затем число весовых категорий было увеличено до семи и у мужчин, и у женщин: соответственно до 60, до 65, до 71, до 78, до 86, до 95, свыше 95 кг и до 48, до 52, до 56, до 61, до 66, до 72 и свыше 72 кг.
В настоящее время соревнования проводятся в весовых категориях: у мужчин до 60
кг, до 66 кг, до 73 кг, до 81 кг, до 90 кг, до 100 кг и свыше 100 кг и до 48 кг, до 52 кг, до 57
кг, до 63 кг, до 70 кг, до 78 кг, свыше 78 кг у женщин. Кроме того, проводятся турниры в
абсолютной категории, где могут участвовать спортсмены любого веса. Международная федерация дзюдо (ФИД) основана в 1951 г. В программе Олимпийских игр с 1964 г. (кроме 1968 г.). На Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. японцы проиграли в абсолютной категории голландцу Рюске и нашему Виталию Кузнецову, а в среднем весе - Шоте Чочиашвили.
Дважды олимпийскими чемпионами за всю историю дзюдо становились В.Рюска (Голландия), П.Зайзенбахер (Австрия). Х.Сайто и Т.Номура (Япония), Д.Дуйе (Франция), В.Легень (Польша).

в начало статьи  1 2 3 4 5 6

Главная страница> История> Создание дзюдо и история развития

Сайт создан в системе uCoz