В феврале того 1882 года Кано с несколькими своими учениками открывает
собственную школу в храме Эйседзи. Это и был всемирно известный ныне Кодокан,
"Институт изучения пути", который тогда разместился в четырех помещениях. Самое
большое - площадью 4хб м - отвели под додзе. В первый год существования школы в
ней было лишь девять учеников. У начинающего преподавателя не хватало средств
для оборудования даже самого небольшого помещения. Необходимую сумму Кано
получил за перевод с английского языка книги "Трактат по этике", сделанный по
заказу министерства образования.
Дата открытия Кодокана отождествляется с днем рождения дзюдо - самобытной
системы воспитания японской молодежи, созданной Дзигоро Кано на базе древнего
дзю-дзюцу. Кано уже давно влюбился в дзю-дзюцу и верил, что его необходимо
сохранить как культурную драгоценность Японии; однако он был убежден и в том,
что дзю-дзюцу следует приспособить к современным условиям. Он чувствовал, что
основополагающие принципы дзю-дзюцу следует систематизировать в форме Кодокан
Дзю-до, дисциплины разума и тела, воспитывающей мудрость и добродетельную жизнь.
Сравнивая дзю-дзюцу с Хи-наянои, "малой колесницей" с ограниченным размахом, он
уподобил Кодокан Дзю-до Махаяне", "великой колеснице", охватывающей как
личность, так и общество в целом. "Если труд человеческого существа не приводит
к благу общества, - говорил Кано, - жизнь этого человека тщетна". "Я начал с
того, что стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним еще
и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе
духовное и физическое начала". Свою новую борьбу Дзигоро Кано назвал дзюдо.
"Дзю" означает мягкий, скромный, "до" - путь, манеру держаться, точку зрения или
склад ума. Таким образом, дзюдо - мягкая, скромная манера держаться, отражающая
отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни. Додзе примыкал к главному залу храма,
где на стенах висели деревянные таблички, посвященные памяти умерших. Нередко,
когда борьба проходила чересчур интенсивно, сотрясение пола вызывало
постукивание табличек. По вечерам это напоминало танец таинственных духов. В
этой необычной обстановке звуки падающих дощечек, а порой и треск сломанных
половиц, которые не выдерживали натиска падающих тел, приводили в трепет редких
прихожан. После тренировок сам наставник Кано лез под пол, обвязав голову
полотенцем, чтобы уберечься от густой паутины, укреплял балки и заменял
сломанные половицы. На следующий день все повторялось.