В 1884 году Кано удалось выстроить додзё побольше (хотя его размеров все еще
хватало только на двенадцать матов) и установить регулярные дни открытых
соревнований. К этому времени постепенно сформировалась классификационная
система - первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для
мастеров (дан). Дзёдзиро Томита (1865-1937) и Сиро Сайго (1866- 1922) стали
первыми тренерами, удостоенными ранга сёдан. В массовом сознании существует
заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом
деле высшее мастерство (по большому счету -знание) отмечается поясом красного
цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова надел белый пояс, подчеркнув
тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства.
До сих пор в Европе пользуются следующей цветовой гаммой, позволяющей определить
уровень мастерства дзюдоиста, глядя на его пояс Вначале идут шесть ученических
степеней: б кю - белый пояс, 5 кю - желтый, 4 кю -оранжевый, 3 кю - зеленый, 2
кю - синий, I кю - коричневый. Далее следуют 10 мастерских степеней - данов:
обладатели первых 5 данов носят пояса черного цвета, которые различаются
количеством поперечных белых нашивок у конца пояса, 6-8 дан - пояса
красно-белые, 9-10 дан - пояса красного цвета.
Примерно в то же время Кано ввел кан-гэйко, "тренировку при холодной погоде", -
тридцатидневку особых зимних тренировок с четырех до семи часов утра. К 1885
году число желающих обучаться у него возросло до пятидесяти четырех человек; к
нему обратилось даже несколько иностранцев. Первыми его иностранными учениками
стали, судя по всему, два брата Истлэйк из Соединенных Штатов (долго они не
продержались, но в 1899 им на смену пришел профессор Лэдд из Принстонского
университета, который провел в Кодокане десять месяцев серьезных тренировок). В
1866 году Кано вновь переехал, на сей раз в Фудзими-тё, и там ему удалось
построить прекрасное здание на сорок матов - в том году к нему записались
девяносто девять учеников. В додзё при Фудзими-тё ученики с уровнями дан впервые
начали носить черные пояса как знак своего статуса. Мастерам Кодокан, достигшим
уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов
оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской
медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее,
акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ
дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом
состоянии, получили название "каппо" - от слов "кацу" ("оживлять") и "хо"
("способ"). В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне
естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых
точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение
каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение
уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной
борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к
каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области
духовного самосовершенствования
В течение следующих лет представители Кодокана начали выделяться на открытых
состязаниях, организуемых Национальным агенством полиции. Эти славные победы
давно стали частью мифологии Кодокан Дзю-до.
Многие школы старых стилей, подобные Синдо Рокуго Кай, объединялись, чтобы
противостоять Кодокан Дзю-до, но такие организации просто не могли сравниться с
подробно продуманной и тщательно спланированной системой Кано.
В апреле 1988 года Кано и преподобный Т. Линдсей представили статью "Дзю-дзюцу"
(и, возможно, провели демонстрацию) членам Азиатского Общества Японии -
исследовательской группе, состоявшей их англоговорящих иностранных дипломатов,
профессоров и бизнесменов. В этой статье авторы утверждали, что, хотя и
существуют свидетельства того, что некоторые японские боевые искусства
формировались под влиянием китайского бокса, дзю-дзюцу имеет чистые национальные
корни. Статья иллюстрировала принцип дзю на примере легенды о древнем учителе,
который наблюдал, как ветви ивы прогибаются, но не ломаются под тяжестью снега.
В ней приводились также истории о знаменитых мастерах дзю-дзюцу, в том числе и
рассказ о Дзюсине Сэкигути (1597-1670). Однажды, когда Сэкигути и его господин
проходили по узкому мосту, господин решил устроить проверку мастеру дзю-дзюцу и
неожиданно столкнул того с края. Сэкигути подался назад и, казалось, начал
падать, но в последнюю секунду вывернулся, и ему пришлось спасать своего
господина, который по инерции чуть не полетел вниз головой в воду. К 1889 году,
когда Кано вновь перебрался в район Ками-Нибан-тё, у него было уже более
полутора тысяч постоянных учеников и несколько отделений Кодокана в разных
частях Токио. Кодокан Дзю-до Кано уверенно прокладывал свой путь к выдающемуся
положению в мире боевых искусств современной Японии.
В течение этого периода режим дня ученика, живущего в Кодокане, - большинство из
таких учеников Кано обеспечивал из собственного кармана - был не менее суровым,
чем жизнь монаха. Ученик, живший при школе, должен был подниматься в 4:45 утра и
заниматься безукоризненной уборкой своей комнаты, служебных зданий и всей
территории. День был четко разделен на время изучения книг (философия,
политические науки, экономика и психология) и практику дзю-до. Во время изучения
книг ученик должен был надевать кимоно с хакама (специальными очень широкими
штанами) и сидеть в сэйдза. Даже когда ученик не работал с книгами и не
тренировался, он был занят обслуживанием гостей, приготовлением пищи или ванн.
День заканчивался в 9:30 вечера.
Раз в неделю Кано и ученики встречались на чаепитии, а послеобеденное время по
воскресеньям посвящалось продолжительной прогулке. Девизом академии Кано были
слова: "Делай сам", поэтому каждый ученик лично отвечал за стирку и штопку своей
одежды. Личное расписание Кано было точно таким же, если не считать
дополнительных нагрузок; часто ему приходилось просиживать всю ночь над
переводами для Министерства Образования в попытках свести концы с концами. На
следующий год в Сима То-мидзака-тё был выстроен прекрасный додзё на сто матов, и
тогда впервые была назначена небольшая оплата за обучение (в течение всей жизни
Кано оплата занятий в Кодокане оставалась вполне приемлемой благодаря поддержке
множества щедрых покровителей). В 1895 году в Кодокане были официально введены
гокё-но-вадза, пять групп инструкций. Каждая группа состояла из восьми
показательных техник - взмахи ногами, броски и падения. В 1986 году была
окончательно установлена сётю-гэйко - так сказать, "тренировка в разгар лета",
жаркая противоположность холодной "зимней тренировке", которая практиковалась
там уже давно.
В течение этого года Кано начал читать регулярный курс лекций по трем элементам
дзю-до, суть которых можно выразить следующим образом.