Дзю-до как физическое образование
Цель физического образования, говорил Кано, заключается в том, чтобы сделать
тело "сильным, полезным и здоровым". Далее, в процессе физического образования
все мышцы тела должны развиваться симметрично. Прискорбно, по словам Кано, что
большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и
пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. Кано
разработал для занимающихся дзю-до определенный набор разогревающих упражнений,
развивающих все мышцы тела. Кроме того, необходимы регулярные практики как ката,
так и рандори. Ката, которые нужно выполнять как право, так и левосторонними,
несут в себе основы атаки и обороны. С другой стороны, рандори представляет
собой тренировку в вольном стиле. В обоих случаях все движения должны
выполняться согласно принципу сэйрёку дзэн-ё - "наиболее эффективное
использование силы".
Дзю-до как спорт
Рандори является основой состязания в дзю-до, спортивным элементом системы Кано.
Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются одержать чистую победу
благодаря отточенной технике, наиболее эффективному использованию энергии и
надлежащего чувства времени. Рандори представляет собой, таким образом, проверку
прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет ученику оценивать,
насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими. Отмечая важность
рандори, Кано особо подчеркивает, что соревновательность является лишь частью
системы Кодокан Дзю-до, и ее значение не следует переоценивать. Дзю-до как этическая подготовка
Обучение Кодокан Дзю-до, по мнению Кано, помогает человеку стать более
бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще более
существенно то, что Кодокан Дзю-до рассматривалось как средство обучения
применению другого важнейшего принципа Кано - дзита кеэи, "взаимопомощь и
сотрудничество". В применении к общественной жизни, принципы Кодокан Дзю-до -
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение -
являются огромным благом для всех.
В своих лекциях Кано, кроме того, выделил Пять Принципов дзю-до в повседневной
жизни:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни,
внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью,
безрассудной бравадой и трусостью.
В1906 году Кодокан вновь расширяется; на сей раз он переезжает в додзё на двести
семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом
становится дзю-до-ги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна
нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым
разным образцам). В 1908 году японский парламент принимает закон об обязательном
обучении кэн-до или дзюдо в средних школах.
Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что
олимпийское дзю-до может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял
открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой
противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства
(дзю-до вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много
лет после смерти Кано, и следует признать, что демонстрируемое на Олимпиадах
дзю-до имело мало общего с исходными идеалами Кодокан Дзю-до).