ПРИНЦИПЫ ДЗЮДО
Основав "Кодокан", Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему
воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо прежде всего как средство
воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения.
"Дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела.
Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через
упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю", - так писал Дзигоро Кано,
выражая главное направление своей системы воспитания.
Дзигоро Кано установил, что все поступавшие в "Кодокан", должны были давать
торжественную клятву, состоящую из следующих пунктов:
Не сразу Дзигоро Кано пришел к основным принципам своей системы. Знаменитая
формула Дзигоро Кано, изложенной в инструкции "Кодокана": "Предположим, что сила
одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой,
равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной
7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю
или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от
его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою
сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет
слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент
он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы
только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы.
На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и
должен его победить, не затрачивая на это больших усилий".
Большое значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это
означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с
применением минимума усилий. Он говорил: "Максимальный результат - фундамент, на
котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть
использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для
развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и
формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на
манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и
отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни".